Моя вера — гранит и бронза,
Золотые святые лики,
Что взирают отчасти грозно,
Будто скверну беря на пики,
А отчасти с любовью божьей,
Что души исцеляет ранки,
Что скрывала на бездорожье
От снарядов немецких танки
И Москву облетев на крыльях
Сохранила, спасла, сдержала,
Обратив невесомой пылью
Многотонные дула-жала.
Моя вера — металл и слово,
Что звучит как чугун, набатом!
Я не жду ничего другого:
Если надо — пойду солдатом,
Что обычный нательный крестик
Бережет, как зеницу ока
И архангел, Господний вестник,
За плечом постоит до срока.
Моя вера — огонь и воды,
От купели и до заката.
С нами Родина, Бог, природа,
И плечо боевого брата,
С нами жён и сестёр молитвы,
Матерей, у иконок бдящих.
Проходя через пламя битвы
Восстаём у свечей горящих.
Восстаём во плоти ли, в духе,
Под покровом святого храма.
Снова спасшие от разрухи
Этот мир, не забыв о главном —
В многословии дни пустые,
Если уж говорить серьезно:
Нас спасают Христос, святые,
Богоматерь, гранит и бронза!
Заявка от автора: Denis Andreev
___________________________________________________________
Разбор стихотворения «Гранит и бронза»
___________________________________________________________
Денис, здравствуйте!
Стихотворение в целом хорошее, тема раскрыта, настроение создано. Внутренняя экспрессия помогает читателю сердцем почувствовать происходящее, что очень важно для эмоционального восприятия текста. Однако есть некоторые шероховатости, которые, впрочем, легко устранимы
Во-первых, лучше избегать использования двусложных местоимений в начале строки – особенно в трёхдольных размерах они могут попадать на сильные доли и некрасиво съезжать. А Вы ещё и трижды повторяете строку, где есть этот сдвиг ударения: «Мо́я ве́ра – ого́нь и во́ды». С этой строкой нужно что-то делать: смысл оставлять, ритм и звук менять. К тому же слово «вера» в сочетании со словом «моя» отсылает к имени Вера (моя Вера) – а это совершенно ненужная коннотация здесь. Предлагаю вариант (Вы можете поискать свой) «Мне надежда – гранит и бронза».
Обратите внимание на слияние гласных в сочетании «А отчасти». Получается непроизносимо – какая-то «аачасти». Так же, кстати, как и «дула-жала». Вот прочитайте вслух – из-за этого звучания высокий и горький смысл становится чуть ли не комическим. Если сделать «Но отчасти», будет звучать гораздо лучше, а смысл не изменится, немного только оттенок сместится. И строка «Многотонных орудий жала» вместо «дула-жала» была бы тоже куда благозвучнее!
Неблагозвучна и строка «Матерей, у иконок бдящих» – «рей-уи-конок» – звучит совершенно абсурдно. Если слегка перефразировать, можно избежать этого столкновения гласных, например: «Матерей, над иконой бдящих».
Ещё посоветовала бы Вам соединить все строфы, потому что структура стихотворения такова, что лучше не разбивать его на четверостишия. У Вас идут длинные предложения с переходом из строфы в строфу, повторяющиеся союзы и частицы (что, с нами и т.д.), а такая графика тяготеет к цельной записи.
Немного, правда, недопоняла, к чему относится фраза «В многословии дни пустые». Не нахожу логической связи. Может, поясните? Тогда легче будет подправить.
Помимо этих правок обязательно прорабатываю пунктуацию – у Вас порядочно пропусков запятых в деепричастных оборотах и прочих довольно грубых нарушений знаков препинания, которые затрудняют восприятие стихотворения. Кстати, выражение «берегу как зеницу ока» пишется без запятой, так как это идиома, то есть устойчивое словосочетание.
И вот что получаем:
ГРАНИТ И БРОНЗА
Мне надежда – гранит и бронза,
Золотые святые лики,
Что взирают отчасти грозно,
Будто скверну беря на пики,
Но отчасти – с любовью Божьей,
Что души исцеляет ранки,
Что скрывала на бездорожье
От снарядов немецких танки
И, Москву облетев на крыльях,
Сохранила, спасла, сдержала,
Обратив невесомой пылью
Многотонных орудий жала.
Мне надежда – металл и слово,
Что звучит, как чугун, набатом!
Я не жду ничего другого:
Если надо – пойду солдатом,
Что обычный нательный крестик
Бережёт как зеницу ока,
И архангел, Господний вестник,
За плечом постоит до срока.
Мне надежда – огонь и воды:
От купели и до заката.
С нами Родина, Бог, природа
И плечо боевого брата.
С нами жён и сестёр молитвы,
Матерей, над иконой бдящих.
Проходя через пламя битвы,
Восстаём у свечей горящих –
Восстаём во плоти ли, в духе,
Под покровом святого храма.
Снова спасшие от разрухи
Этот мир, не забыв о главном –
В многословии дни пустые,
Если уж говорить серьёзно:
Нас спасают Христос, святые,
Богоматерь, гранит и бронза!