флаг 2

Литературный сайт. Поэзия, проза, драматургия. Сообщество альманаха "Гражданинъ"

Рубрика:

Просмотров: 71

Глубина высоты

Глубина высоты
­

Здравствуйте, граждане Поэзии, всех времён, широт и параллелей!

Не стоит искать в стихотворениях или составных частях этого Цикла, как и во всей подлинной или талантливой, или единственной поэзии – буквальных, смыслов, готового к усвоению содержания. Это только в хороших и плохих стишках многочисленных авторов – содержание лежит «на поверхности слова», а смысл торчит из каждой строки, как хвост селёдки из обёртки. В поэзии – основное содержание – это сам язык, какая бы тема ни была объявлена, о чём бы ни повествовал текст. Именно Его величество Язык – глубина его высоты, сила его дерзновения, оригинальность его стиля, формы и образности, вкупе с чувством меры или талантом сохранения речи в рамках фантазии, вместо перехода в раздел фантастики или вкупе с чувством отличия образности от краснобайства или фигуральности речи – всё это и есть содержание и смысл, и суть искусства поэзии и поэзии, как Искусства. Искушённые в тайном очаровании поэзии читатели, конечно, знают об этом, живут предвкушением состояния заворожённости от самого проистекания поэтической речи и данный цикл, по идее, должен удовлетворить ожидания граждан поэзии и успешно обойти стороной всех тех, кто остановил развитие своего восприятия, остался на уровне «слов из букв» и «кубков из строк», кто остался в одном и том же диапазоне словесных частот, с конспектом словарного запаса или в условиях типовой словесной архитектуры. «Хрущёвки речи» хороших и плохих стишков, при всём разнообразии их панелей, их тем, похожи друг на друга, причём, именном низким потолком и именно той похожестью, которая ничего нового в себе не несёт, скукоживает воображение, является «одноразовой в полученных впечатлениях», лежит на поверхности, и кроме добавления длины плоскости, ничего воображению, а значит, сознанию не приносят. Иное дело Поэзия. Это целый мир движения внутрь себя, в словесные соотношения и стычки, в недостижимую глубину нескончаемой высоты пропасти, в которую, как птица, отражённая в глубине неба водоёма, сознание парадоксально падает, восходя или падает в пропасть высоты. На таком оксюмороне ценностей основано единственное будущее из прошлого всей подлинной поэзии.

Итак, мой вам совет: провозглашайте строки этого цикла, постепенно, прочтение за прочтением, постигая ритм, звукопись, звукосмыслы этой вещи и не ищите содержания, не старайтесь «понять» текст, он сам вас поймёт, если почувствует в вас равноценного собеседника, спутника по чертогам чудес потусторонней ипостаси поэзии.

Забудьте себя, всё на свете, как в омут с головой надо окунуться в бездну самовозникающих смыслов, которые в данном случае, так устроены, что чем больше не ищешь их, тем больше и скорее они открываются!

В добрый путь, побратимы Неведомого!

Ваш, возможно, лучший из лучших, поэт современности
Вадим Шарыгин

Глубина высоты.

1.

Словесного кудесника – чертоги и прибежище :
Наполнен до краёв – порыв, обрыв над вдохновением могучим – 
Как оскудение на взлёт… Томит… 
Когда же Небесам землян обучим?!

Гроза скитается по небосклону судеб, где ж ещё
Такую прорву яств и трелей языка сыскать дано,
Как в пьяный миг, кой пенится в потоке —  
Вином пурпурным…

{…О, люди будней, как же вы жестоки! –
не струганные, плоские, как доски…
И будни вечно с вами заодно...}

И Джакомо – в пучину – голос «Тоски»

Бросает в гущу залов, лож, камелий…
Глаза погасшие, ужели вы сумели

Сойтись к барьеру : жизнь и смерть – 
на уровень сердец возносят дула,
Мгновенья замерли, чей выстрел первый? 
                                           Жизнь молчит. Лишь слышно,
Как далеко в садах, сквозь шелест, зреет вишня,
Как эхо мечется меж вымышленных скал. 
И жизнь, как жеребёнок проскакал…С ладони будто, 
свет под утро — сдуло
Нечаянным порывом, осторожным,
{А, помнишь, как душистый чай с пирожным…}

Смерть – победительницей вышла из дуэли.
А жизнь…  Мертва наотмашь… Надоели
Ей – перочинных лезвий череда
Крик лебединый – камнем, лебеда...}

И умерла. От ярости в упор…
Свершился насмерть многовечный спор:
{О том, кто главный, кто хозяйничает здесь,
А кто лишь пыль, теряющая взвесь.}

Ром «из горла» – допьют до капли соглядатаи расстрела
Культурного и тишина в глазах, старея, рассмотрела – 

Как вровень с выстрелом не дрогнула рука!

Толпится пустошь, накренилась вдаль река – 
И потонули, в ней витая, облака.

Охаживает поле брани ветер свежий
И память вспомнит перепады побережий,
С ударом в камни, с шелестом пологим.
Смерть победила жизнь.
Пожертвовала многим.
И  м н о г и м и.

2.

О, mon ami, как хорошо, провозглашая,
Там, где ограда с вензелем, большая,
Благоухающее жертвоприношение, – 
Ощипывать ромашки в пол, с прощением
Всех истуканов что о двух ногах, ждут смысла,

{Начнётся с пролитой судьбы на рельсы, с масла –
С трагичных подскользнушек –  век кухарок...}

Петров. И водка. Богоматерь. В красном. Марок
Гашёных – штемпель: Пастернаку из Берлина
Овальный почерк – предъявитель чувств: Марина…

Ну, разве жизнь смогла бы жить без Слова?
Андрея Белого – ударно – от Белого

Жизнь отличает –  «в голос», верным ударением :
Ударной гласной классно бьёт стихотворение — 
По внешней сути наших внутренних различий,
Правдоподобно… Как бы…Голос птичий…

Все жаждут содержанья… Взяли моду – 
У моря синего не чаек ждать – погоду!
По году ждут единственного дня.
Бегом под солнцем знает ребятня,
Как надо ждать…

Ждут – безраздельно доверяя слову, сходу – 
Как дым затяжки доверяет пароходу,
Сей неприкаянной, отчасти, малахольной,
Блаженной, выстеленной в сумерках Стокгольма,
{Или в любой другой стране чужой, подколокольной}

С подлунным шлейфом – речи, с шагом и эфесом,
С бесстрастно накренившим чашу весом,

Незрячая вещает Немезида,
{Впритык к кромешности безмолвного Аида} :

О том, как созревает естество,
О том, как льнёт мальчишкой баловство – 
К раздольному разбегу в створе песни…

И всё же… Попытаюсь интересней,
Ошеломительнее высказать и н о е:
Плывёт по гладкой глубине, будто каноэ,
Ведомое желаньем рыбака,
Которого горчит судьба, горька,

{Седая непроглядная вначале, скупая на слова и сны отрада –
Из водомерок скользкого парада…С бедой, как будто черти накачали,
Топорщится, треклятых слов тирада…}

Застывших джонок млеют силуэты.

Полёт фантазии пилоты слов – поэты – 
Свершают в глубину высоких слёз,
Под сенью арок на обложке, в гуще гроз;
В кристаллах рос – рост рослых наваждений
И дружный миг, и в каждый божий день я,
Проголосивши, шёпотом зачем-то,
Стяжаю блеск и отблеск Кватроченто!
 
Или молчу на все вглубь времена.
{Невнятной точности мне смутность вменена…}
                                                            
Мазутом жирным нефтеносной эры Нобелей
Я преграждаю путь всем знаньям жизни с партами!
В атаку – горсти слов, как в белом с саблей Скобелев
На склонах Шипки; шибко, звонкой в битвах Спартою,
Щиты к щитам, стоим когортою блистающей:
Мгновенья Слова, будто копья, сходу вколоты
В утробу будущего, как же мыслью молоды
И хлещет жизнь из нас, разнузданная, та ещё
Чувств седина! – Вдруг, с «эскимо» в руке, растаяла:

От голоса с войной из недр «тарелочек».
А вскорости, на стул взошла Цветаева
И красный крест – через плечо у девочек.

И в кровь ладони в дверь: «Который здесь за старшего,
Кто нас на жизнь обрёк, на без вести оплаканных?!»
В какой таверне с ромом в кружках, вдруг, засташь* его,
Людского Бога, чинит сорванные клапаны!

*правильно : застанешь, но поэт выбирает «неправильно» в пользу созвучия рифмы

3.

Родниковою водицей с ладони счастливой подброшена,
Та, что без распрей с цепями, без кровью умытой
 легенды всевышней, – 
Терпких странствий оснастка, морских перламутров горошина.
Страстно грезит свечением слов – наша сомкнутость губ –  
льётся спелостью вишни,

Обливается сад, заблудилась в трёх сёстрах могучая,
Страшно русская суть языка, с переводом
 на глухонемой смысл в истоке.
Я впервые вступаю в покой лучезарного случая,
Тихо так отстраняя рукой всех, которые в средствах жестоки.

Тонко, суд(о)ржно светит огарок свечи в келье вечера.
Льётся музыка сосен, колеблются, на полуслове застывши, пилоны
Завоёванных с гиком руин. И сказать вслед нам нечего,
Выпавшим из гнезда чудесам, потому что
 спокойны мы и непреклонны,

Когда речь идёт вниз по ступенькам без визга щенячьего,
Просто  –  портретом искусств любоваться – 
                                         настенным, из бронзы, в мраморе?
Правдой слов, как штыком в грудь, судьбу отстранял и подначивал – 
Колкий язык – запрокинувший взгляд и запропастившийся
 смыслом за море.

4. 

Кто-то водит по строчкам глазами, вполне ошарашено.
И никак не сподобится ритм отыскать, содержание, тему!
Лишь побелен забор детства Томом из Марка, из мрака, из Твена,
                                                                                       с бумажкой «Окрашено!» – 
Спит словесность во сне, видит Жучку в колодце и мальчика Тёму,

У которого жизнь разгорается пламенем чувств, 
треволнений треклятых, вдоль вымысла.

Не скупись на глоток винограда, на яства язычества, гойда*!
Наша явь, посмотри, сколько всячины всякой из тлена вынесла!
Пляшет слёзно высокая смесь бутафорий в очах Мейерхольда.

Неприкаянной бродит сумбурная речь, буйство шаткое.
Речь сыта пониманьем по горло, шагом пудовым
 и языком –  и бездетным, и нищим!
Взбаламучена ряска надежд. Ветер, мусором шаркая,
Ищет выход из душного мира чудес заводных… Ввысь раз ищем – 

Только раз удостоимся шанса – свобода нас нянчила,
В дальнем детстве, там кот бродит по′ цепи… «О» цепь озвучило!
Я хочу, чтобы вязкая, неимоверно ничтожная жажда сказать – 
что-то значила!
О, какая великая роль – о г о р о д н о г о чучела!

*Гойда!» — междометие, использовавшееся Иваном Грозным
и опричниками для восклицания какого-либо события .

5.

Луны сияние в глубинах небосвода
воображения – так непомерно всласть проистекало,
Что зналось : нет картинки под лекало;
Что та, которая вверху была луною – 
В сравнение не шла
с придуманною – высказанным мною…

Иду внутри себя, пронзительно миную,
Ищу иную высоту глубин, из коих все начала!

Руками в дверь – тоска людей кричала – 
О чём-то невозможном и благом…

А войны в грудь втоптали сапогом
Суровых истин сукровицу злую…
Но нет меня здесь, девственно целую
Совсем иного мира ипостась.

Луна сквозь мысли, чуть правее подалась…
И нарисованы привычных точек группы – 
Медведица лежит, Кассиопея…

Чугун для бойни извергают жерла Круппа,
Скрипит тугая, сросшись с ночью, портупея…
Уже рассвет. И гул тяжёлый сходит с неба.
Летят с крестами города бомбить, на Бугом
Плывёт туман, и бабы тянут горе – плугом

Судьба распахана. Известна наперёд.
И взрывы ужаса, вот-вот, набьются в рот…

И никогда не будет в мире этом внешнем и чужом – 
Ни красоты, без гибнущих детей, без похоронки выше этажом,
Ни тишины, без слёз сирот, без на руках разлуки!

Глаза в глаза.
Объятья. Гладят руки.

Родного облика сиянье в рамке тонкой.
Речь за околицей зальётся собачонкой.
И только абрис… Погружает плоть луна – 

В глубь облака…
Минута жить вольна – 

Так бесконечно долго и привольно!

Кресты на Бугом? – Нет, с меня довольно,
Я поживу внутри, там дом родной!
Пусть мир людей обходят стороной :
Все, кто остался, кто с любовью и навзрыд,
Кто взрывом без вести на склоне чувств зарыт;
Все, кто не может жить такой ценою…
Все, кто прожил, написанное мною
Витийство и безумство языка!

Нам близорукость речи далека…

Но если вдруг случится
вера в Слово, 

как белого глоток, посреди плова,
Тогда столкнём бокалы напоследок
В весёлом тосте : с коромыслом дымом едок…

И никого вокруг. Лишь жизнь. 
Лишь вымысел правдивый.

И утомлённым солнцем над комдивом
Начнётся стылый ужас от ареста…
Жена. Жизнь. Жертва. Женщина. Не с места!
Святая, с кровью в лицах, круговерть.
Паденья ослепительного твердь.
Блокада. Хлеб голодный Ленинграда.
И в Петербурге – над буржуйками буржуи
Так вымерли.. И после доскажу я
Все капли вишни сада и награда – 

За все труды – седая дружба с языком.
И дверь в простор, открытая тайком…

© Copyright: Вадим Шарыгин, 2025
Свидетельство о публикации №125060204410

10

Автор публикации

не в сети 2 недели

Вадим Шарыгин

895
На одной планете с современностью, но в разных вселенных!
Комментарии: 10Публикации: 83Регистрация: 05-11-2022
Подписаться
Уведомить о
0 .
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
Вы должны войти в систему, чтобы просмотреть свои комментарии.

Редактирование контента

Инструкция по редактированию контента

1. Создание и редактирование текста

Введите или вставьте текст в рабочее поле.

Используйте стандартные функции текстового редактора (например, выделение, копирование, вставка, форматирование) для редактирования текста.

2. Сохранение записи

После завершения редактирования нажмите кнопку «Сохранить».

Запись автоматически сохранится в списке последних 30 записей.

Если количество записей превышает 30, самая старая запись будет автоматически удалена.

3. Просмотр и редактирование сохраненных записей

Сохраненные записи отображаются в списке .

Вы можете  для редактирования выводить текст в рабочее поле, нажав на сохраненную запись.

4. Удаление записей

Удаление одной записи:

Найдите запись, которую хотите удалить.

Нажмите на  значок «х» рядом с записью.

Запись будет удалена из списка.

Удаление всех записей:

Нажмите кнопку «Очистить».

Подтвердите действие, если появится запрос.

Все сохраненные записи будут удалены.

5. Рекомендации

Регулярно сохраняйте изменения, чтобы избежать потери данных.

Если вы хотите сохранить более 30 записей, периодически копируйте их в отдельный файл или документ.

Используйте функцию «Очистить» с осторожностью, так как она удаляет все записи без возможности восстановления.

6. Завершение работы

После завершения работы все сохраненные записи останутся доступными для дальнейшего использования.


Следуя этой инструкции, вы сможете эффективно редактировать и управлять своим контентом. Если возникнут вопросы, обратитесь к справочной документации или службе поддержки.