Литературный сайт. Поэзия, проза, драматургия. Сообщество альманаха "Гражданинъ"

Рубрика:

Просмотров: 292

Марина Ермакова «Любовные послания» — экспертный разбор

Любовные послания

Осень с сумою пошла по дворам:
То прослезится, то хладом дохнёт.
Время разбрасывать письма ветрам,
Так отправлять их в свободный полёт.

И закружился опять листопад.
Тайнопись в каждом посланье моём
Ты получить будешь, милый мой, рад –
Что в них, мы знаем лишь только вдвоём.

Томная нежность и тихая грусть,
Воспоминания прожитых лет…
Каждое слово твоё наизусть
Помню, на каждое слово ответ…

Слышишь, как листья поют на ветру?
Ловишь ли музыку таинства слов?
Не извести вековому костру
Крепкую нашу с тобою любовь.

Вот и списались… Летят и летят
Письма-листочки – лови и читай!
Помнишь, как будто бы пух с лебедят,
Цвет белоснежный летел в юный май?

Сладкое пение нам соловья
Ночи дарили той первой весной.
Пел о любви он, и верила я:
Счастливы будем мы, милый, с тобой.

Годы, как ветер, умчались от нас,
Осень вошла в опустевший наш дом.
Будто посланья твои в этот час,
Жёлтые листья кружат за окном.

***

Разбор произведения  Марины Ермаковой «Любовные послания»

По настроению хорошее стихотворение, внятное, отзывающееся в душе. Но – слишком многословное. Это обилие лишних слов добавляет стиху так называемой «воды», растворяет то лучшее, что в нём заложено. Из-за многословия – и тяжёлые конструкции строк, зачастую практически непроговариваемые:

Ты получить будешь, милый мой, рад –
Что в них, мы знаем лишь только вдвоём.

Когда я вижу сочетание «лишь только» – сразу понимаю, что автор или новичок, или не слишком уверенно владеет стихосложением. Потому что применение двух синонимичных слов в одной конструкции в крепком стихотворении недопустимо. Каждое из этих слов полностью способно выразить мысль: «мы знаем лишь вдвоём» или «мы знаем только вдвоём» – либо, либо, уточнение не требуется. Когда используется сцепка «лишь только» – это означает одно: у автора не хватило слов, чтобы заполнить выбранный размер, и он использует тавтологичные слова для заполнения пустот.
Или вот возьмём выражение «Ловишь ли музыку таинства слов?» Здесь очевидно, что речь идёт не о музыке таинства, а о таинственной музыке слов либо о музыке таинственных слов. «Музыка таинства» произошла опять-таки по причине того, что автору немного не хватило мастерства, чтобы уложить все слова в строку без смысловых и звуковых потерь.
Смущает и строка «То прослезится, то хладом дохнёт». Здесь как бы подразумевается противопоставление, но его нет. Прослезиться и дохнуть хладом – это действия из разных эмоциональных и сюжетных рядов, однако они не являются антитезой, скорее, вообще никак не сочетаются. Было бы более понятно в таких вариантах: «То прослезится, то засмеётся» или «То жаром, то хладом дохнёт», а так – просто нелогичная последовательность.
Не слишком замотивирована и строчка «Так отправлять их в свободный полёт». Так – то есть как? Бросая на ветер? Но об этом уже говорит выражение «свободный полёт». Мне кажется, точнее было бы так:

Время разбрасывать письма ветрам,
Чтоб отправлять их в свободный полёт.

Или – экспрессивнее:

Время разбрасывать письма ветрам –
Пусть себе мчатся в свободный полёт!

Неплохая строфа про слова, которые героиня помнит наизусть, но первая строчка слабовата: «Томная нежность и тихая грусть». Ну что такое «томная нежность»? Нежность – это такое глубокое чувство, настоящее, очень интимное, трепетное. Слово же «томный» ассоциируется с наигранностью, театральностью, обычно имеет ироничную или даже отрицательную коннотацию. А «тихая грусть» – это слишком избитое словосочетание. Возьмите первые попавшие десять стихов о любви – и в каждом втором отыщется тихая грусть.
Такие моменты, увы, портят стихотворение. Я бы посоветовала автору поджать текст, сократить, убрать лишнее – и может получиться хорошее лирическое послание. А опираться нужно на несомненные удачи: поющие на ветру листья, вековой костёр, который не изведёт чувств героев, пух с лебедят, письма-листочки, годы, умчавшиеся как ветер – тут целая россыпь замечательных образов!

Валерия Салтанова

20

Автор публикации

не в сети 19 часов

Литэксперт

120
Комментарии: 0Публикации: 4Регистрация: 10-11-2022
Подписаться
Уведомить о
0 ком.
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля