В партере – шёпот, вздохи, фразы.
Смолкает разговорный гул.
Вдруг дирижёр рукой взмахнул
И в зал ворвались ритмы джаза.
Аплодисменты не стихают.
Импровизаций зритель ждёт,
И соло пианист ведёт
Так – даже время замирает.
Уверенно рука певицы
На стойке микрофон берёт –
Контральто бархатный полёт
Как откровенье древней жрицы.
В изгибах змея-саксофона
Живёт загадками полна
Морского шепота волна,
Звучит в приглушенных субтонах.
Кулисы выдвинув, тромбоны
Рекой клокочут и урчат,
И музыканты звуки длят,
Протяжно плавя обертоны.
А барабанщик? Это – экстра!
Бросает брейки, дробь строчит.
Как с метрономом, в такт стучит,
Подчёркивая ритм оркестра.
Трубач высоким «До» рекорд
Направил в зал с горячим сердцем.
Оркестр из мажорных терций
В полнеба выплеснул аккорд.
На трубах отсверки заката,
Оркестр как один встаёт.
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.
Валерия, здравствуйте!
Прошу Вас помочь мне доработать стихотворение до приемлемого,
на Ваш взгляд, уровня. Спасибо.
Заявка от автора: Владимир
___________________________________
Разбор стихотворения «В летнем парке»
Владимир, здравствуйте!
Очень непросто написать сюжетное, и тем более описательное стихотворение так, чтобы оно было естественным, чтобы в нём получилось мягкое согласование и не чувствовалось швов. Можно было бы совершенно иначе подойти к решению этой задачи – то есть описать в стихах джаз-концерт без подробных перечислений событий и участников, а только с помощью внутренней оценки, эмоций, ярких метафор, то есть – художественных приёмов. Тем более что в описательных стихах всегда есть опасность впасть в схоластику, искусственность или статику, что у Вас и произошло.
Но давайте попробуем оживить текст, добавить ему действия. Для этого важно следить за логикой развития каждой фразы, каждого поворота, нюанса.
Вот в начале – этой логики нет между происходящим в партере и тем, что гул смолкает, оба действия приставлены друг к другу неестественно. Если дать противопоставление, добавить шевеления времени, эта искусственность уйдёт – например:
В партере – шёпот, вздохи, фразы…
Но миг – и умолкает гул!
Или:
В партере – шёпот, вздохи, фразы,
Но постепенно смолкнет гул…
Дальше – тоже не очень удачная фраза:
И соло пианист ведёт
Так – даже время замирает.
В строчке «Так – даже время замирает» слабое согласование, не хватает «что» в выражении «Так, что даже». Можно сделать так:
Аплодисменты не стихают!
Импровизаций зритель ждёт –
И соло пианист ведёт
Так, что и время замирает.
Или вот так:
Аплодисменты не стихают,
Импровизаций зритель ждёт…
Так соло пианист ведёт,
Что даже время замирает.
Дальше в строфе с саксофоном и волной тоже какое-то не совсем верное согласование. Там нужно оставлять или «живёт», или «звучит», а вместе эти глаголы входят в синтаксическое противоборство. Если проследить развитие фразы и сделать её точнее, получится гармоничнее – например:
В изгибах змея-саксофона,
Глубин мистических полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.
Или даже так:
В изгибах змея-саксофона,
Немыслимых чудес полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.
Мне кажется, в слове «субтона́х» должно быть ударение на последнем слоге, поэтому лучше поставить ударение там, где Вы его чувствуете, для читателя.
В строчке с барабанщиком, который экстра, есть ощущение отторжение эпитета. Понятно, что слово «экстра» взято для рифмы к слову «оркестра». Рифма хорошая, жалко терять на самом деле! Можно уплотнить строку и оправдать появление слова «экстра», а ещё дать сравнение не просто «как с метрономом», а именно сравнить с самим метрономом – предположим, так:
А барабанщик? Супер, экстра:
Бросает брейки, дробь строчит
И в такт, как метроном, стучит,
Подчёркивая ритм оркестра!
В следующей строфе два момента. Первый: слово «оркестр» лучше считать на два слога, а не три, как у Вас (оркестыр), и значит, нужно добавлять слог в строчки с этим словом. Второй: нельзя направить в зал рекорд, всё-таки рекорд лучше или поставить, или побить. И Вы меняете рифмовку, это не очень хорошо в самом конце делать. Тут лучше бы подправить:
Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба сплёл аккорд.
Или:
Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба взял аккорд.
Концовка очень достойная. Только меняем строчку со словом «оркестр» – можно сделать «джаз-оркестр», чтобы добавить слог:
На трубах – отсверки заката…
Весь джаз-оркестр в конце встаёт
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.
И вот что получается пока (Вы можете выбрать другие варианты или поискать какие-то свои):
В партере – шёпот, вздохи, фразы…
Но миг – и умолкает гул!
Вдруг дирижёр рукой взмахнул –
И в зал ворвались ритмы джаза.
Аплодисменты не стихают!
Импровизаций зритель ждёт –
И соло пианист ведёт
Так, что и время замирает.
Уверенно рука певицы
На стойке микрофон берёт:
Контральто бархатный полёт –
Как откровенье древней жрицы.
В изгибах змея-саксофона,
Глубин мистических полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.
Кулисы выдвинув, тромбоны
Рекой клокочут и урчат,
И музыканты звуки длят,
Протяжно плавя обертоны.
А барабанщик? Супер, экстра:
Бросает брейки, дробь строчит
И в такт, как метроном, стучит,
Подчёркивая ритм оркестра!
Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба сплёл аккорд.
На трубах – отсверки заката…
Весь джаз-оркестр в конце встаёт
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.