флаг 2

Литературный сайт. Поэзия, проза, драматургия. Сообщество альманаха "Гражданинъ"

Дочерняя секция сайта Литпоэтон

Разбор стихотворения: "В летнем парке"

В летнем парке

В партере – шёпот, вздохи, фразы.
Смолкает разговорный гул.
Вдруг дирижёр рукой взмахнул
И в зал ворвались ритмы джаза.

Аплодисменты не стихают.
Импровизаций зритель ждёт,
И соло пианист ведёт
Так – даже время замирает.

Уверенно рука певицы
На стойке микрофон берёт –
Контральто бархатный полёт
Как откровенье древней жрицы.

В изгибах змея-саксофона
Живёт загадками полна
Морского шепота волна,
Звучит в приглушенных субтонах.

Кулисы выдвинув, тромбоны
Рекой клокочут и урчат,
И музыканты звуки длят,
Протяжно плавя обертоны.

А барабанщик? Это – экстра!
Бросает брейки, дробь строчит.
Как с метрономом, в такт стучит,
Подчёркивая ритм оркестра.

Трубач высоким «До» рекорд
Направил в зал с горячим сердцем.
Оркестр из мажорных терций
В полнеба выплеснул аккорд.

На трубах отсверки заката,
Оркестр как один встаёт.
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.

Валерия, здравствуйте!
Прошу Вас помочь мне доработать стихотворение до приемлемого,
на Ваш взгляд, уровня. Спасибо.

Заявка от автора:  Владимир

___________________________________

Разбор стихотворения «В летнем парке»

Владимир, здравствуйте!
Очень непросто написать сюжетное, и тем более описательное стихотворение так, чтобы оно было естественным, чтобы в нём получилось мягкое согласование и не чувствовалось швов. Можно было бы совершенно иначе подойти к решению этой задачи – то есть описать в стихах джаз-концерт без подробных перечислений событий и участников, а только с помощью внутренней оценки, эмоций, ярких метафор, то есть – художественных приёмов. Тем более что в описательных стихах всегда есть опасность впасть в схоластику, искусственность или статику, что у Вас и произошло.
Но давайте попробуем оживить текст, добавить ему действия. Для этого важно следить за логикой развития каждой фразы, каждого поворота, нюанса.
Вот в начале – этой логики нет между происходящим в партере и тем, что гул смолкает, оба действия приставлены друг к другу неестественно. Если дать противопоставление, добавить шевеления времени, эта искусственность уйдёт – например:

В партере – шёпот, вздохи, фразы…
Но миг – и умолкает гул!

Или:

В партере – шёпот, вздохи, фразы,
Но постепенно смолкнет гул…

Дальше – тоже не очень удачная фраза:

И соло пианист ведёт
Так – даже время замирает.

В строчке «Так – даже время замирает» слабое согласование, не хватает «что» в выражении «Так, что даже». Можно сделать так:

Аплодисменты не стихают!
Импровизаций зритель ждёт –
И соло пианист ведёт
Так, что и время замирает.

Или вот так:

Аплодисменты не стихают,
Импровизаций зритель ждёт…
Так соло пианист ведёт,
Что даже время замирает.

Дальше в строфе с саксофоном и волной тоже какое-то не совсем верное согласование. Там нужно оставлять или «живёт», или «звучит», а вместе эти глаголы входят в синтаксическое противоборство. Если проследить развитие фразы и сделать её точнее, получится гармоничнее – например:

В изгибах змея-саксофона,
Глубин мистических полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.

Или даже так:

В изгибах змея-саксофона,
Немыслимых чудес полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.

Мне кажется, в слове «субтона́х» должно быть ударение на последнем слоге, поэтому лучше поставить ударение там, где Вы его чувствуете, для читателя.

В строчке с барабанщиком, который экстра, есть ощущение отторжение эпитета. Понятно, что слово «экстра» взято для рифмы к слову «оркестра». Рифма хорошая, жалко терять на самом деле! Можно уплотнить строку и оправдать появление слова «экстра», а ещё дать сравнение не просто «как с метрономом», а именно сравнить с самим метрономом – предположим, так:

А барабанщик? Супер, экстра:
Бросает брейки, дробь строчит
И в такт, как метроном, стучит,
Подчёркивая ритм оркестра!

В следующей строфе два момента. Первый: слово «оркестр» лучше считать на два слога, а не три, как у Вас (оркестыр), и значит, нужно добавлять слог в строчки с этим словом. Второй: нельзя направить в зал рекорд, всё-таки рекорд лучше или поставить, или побить. И Вы меняете рифмовку, это не очень хорошо в самом конце делать. Тут лучше бы подправить:

Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба сплёл аккорд.

Или:

Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба взял аккорд.

Концовка очень достойная. Только меняем строчку со словом «оркестр» – можно сделать «джаз-оркестр», чтобы добавить слог:

На трубах – отсверки заката…
Весь джаз-оркестр в конце встаёт
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.

И вот что получается пока (Вы можете выбрать другие варианты или поискать какие-то свои):

В партере – шёпот, вздохи, фразы…
Но миг – и умолкает гул!
Вдруг дирижёр рукой взмахнул –
И в зал ворвались ритмы джаза.

Аплодисменты не стихают!
Импровизаций зритель ждёт –
И соло пианист ведёт
Так, что и время замирает.

Уверенно рука певицы
На стойке микрофон берёт:
Контральто бархатный полёт –
Как откровенье древней жрицы.

В изгибах змея-саксофона,
Глубин мистических полна,
Морского шёпота волна
Звучит в приглушенных субто́нах.

Кулисы выдвинув, тромбоны
Рекой клокочут и урчат,
И музыканты звуки длят,
Протяжно плавя обертоны.

А барабанщик? Супер, экстра:
Бросает брейки, дробь строчит
И в такт, как метроном, стучит,
Подчёркивая ритм оркестра!

Высоким «до» и пылким сердцем
Трубач установил рекорд,
И радугой мажорных терций
Оркестр в полнеба сплёл аккорд.

На трубах – отсверки заката…
Весь джаз-оркестр в конце встаёт
И сочно, с блеском выдаёт
Финала острое стаккато.

 

20

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Разбор, мастерская

830
Комментарии: 0Публикации: 34Регистрация: 21-01-2024

Прочтите внимательно "Правила..."

Написать сообщение в редакцию сайта

(только авторизованные пользователи)

Комментарии

Автор может задать вопрос, выразить просьбу в комментарии после своей рецензии. Обсуждение происходит в форме диалога между автором и ведущим. Реплики третьих лиц, не относящиеся непосредственно к рассматриваемому произведению, могут быть удалены.

Подписаться
Уведомить о
4 .
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля
Вы должны войти в систему, чтобы просмотреть свои комментарии.

Редактирование контента

Инструкция по редактированию контента

1. Создание и редактирование текста

Введите или вставьте текст в рабочее поле.

Используйте стандартные функции текстового редактора (например, выделение, копирование, вставка, форматирование) для редактирования текста.

2. Сохранение записи

После завершения редактирования нажмите кнопку «Сохранить».

Запись автоматически сохранится в списке последних 30 записей.

Если количество записей превышает 30, самая старая запись будет автоматически удалена.

3. Просмотр и редактирование сохраненных записей

Сохраненные записи отображаются в списке .

Вы можете  для редактирования выводить текст в рабочее поле, нажав на сохраненную запись.

4. Удаление записей

Удаление одной записи:

Найдите запись, которую хотите удалить.

Нажмите на  значок «х» рядом с записью.

Запись будет удалена из списка.

Удаление всех записей:

Нажмите кнопку «Очистить».

Подтвердите действие, если появится запрос.

Все сохраненные записи будут удалены.

5. Рекомендации

Регулярно сохраняйте изменения, чтобы избежать потери данных.

Если вы хотите сохранить более 30 записей, периодически копируйте их в отдельный файл или документ.

Используйте функцию «Очистить» с осторожностью, так как она удаляет все записи без возможности восстановления.

6. Завершение работы

После завершения работы все сохраненные записи останутся доступными для дальнейшего использования.


Следуя этой инструкции, вы сможете эффективно редактировать и управлять своим контентом. Если возникнут вопросы, обратитесь к справочной документации или службе поддержки.